Погрузимся в 384–270 гг. до нашей эры. Представьте шум древней агоры, колонны храмов, солнечный свет на мраморе и вкус простого вина. Именно в такой атмосфере зарождались первые философские размышления о радости и смысле жизни. Ведущими философами, формировавшими понятие «гедонии» и философское направление, связанное с ним, были: Киренаики, Эпикур и Аристотель.
Кстати, Киренаики (как хулиган античной мысли, любитель острых ощущений и свободы) утверждал прямо: «Удовольствие — цель нашей жизни!». Но не грубое чревоугодие, а умение ловить радость здесь и сейчас. Боль — плохо, удовольствие — хорошо, остальное вторично. Очень практичный, простой и однозначный подход.
Эпикур (мудрец-отшельник, искавший покой в философии, скромный в быту, аккуратный врач души, основатель общины, где все были равны (в том числе женщины и рабы)) утверждал, что удовольствие для него — это скорее отсутствие боли и тревоги, но больше состояние спокойствия (ataraxia). Очень сочетается с его стилем жизни и характером.
Аристотель же (энциклопедист античности, систематизатор знаний, создавший основы многих наук и воспитатель Александра Македонского) писал так: удовольствие — приятный спутник добродетели, а не её цель.
Эти упоминания важны для понимания того, что уже тогда гедония была многолика. Одни видели в ней начальство и смысл жизни, другие — индикатор правильности пути.
На бытовом уровне гедония воспринималась как практическая сторона жизни — еда, музыка, сообщество. В какой-то степени эти стороны жизни даже помогали людям выживать и объединяться.
С точки зрения науки того времени, основанной главным образом на наблюдениях, всё выглядело просто и ясно: организм тянется к приятному и избегает боли. Приятное служило сигналом пользы — природным ориентиром, помогающим отличать доброе и полезное от разрушительного, закреплять правильные действия и привычки. А в философии и духовной сфере — удовольствие воспринималось как спутник добродетели, знак того, что человек идёт по верному пути
Это была первая выявленная наглядно связь между телом и наслаждением в многогранности понятия «гедония».